+7 (861) 277-92-49  
 
 
Главная | Контакты  

Материалы верхнего строения пути (ВСП)

ВСП (верхнее строение путей) по сути является единой конструкцией с комплексным построением. Составляют эту конструкцию рельсы, рельсовые опоры, которые чаще всего изготавливаются в виде шпал. Также изготавливаются скрепления, балластный слой, противоугонные приспособления, глухие пересечения, стрелочные переводы, переводные и мостовые брусья. Соединенные между собой рельсы (для надежного соединения используются специальные стыковые скрепления), а также рельсы, соединяющиеся с опорами (шпалами) промежуточными скреплениями создают так называемую рельсо-шпальну решетку (путевая решетка). При этом шпалы/рельсовые опоры заглубляют в сооруженный специально балластный слой, опирающийся на основную площадку земляного полотна.

Основной задачей верхнего строения путей является восприятие давления (динамическое воздействие) от колес передвигающегося по нем транспортного состава и упругая передача полученного давления на нижнее строение (основная площадка земляного полотна). Также ВСП направляет колеса подвижного состава в момент перемещения.

Эксплуатируется верхнее строение пути в достаточно жестких условиях, воспринимая на себя боковые и вертикальные силы от подвижного состава, силы угона пути и торможения, продольные силы тяги, поступающие от ведущих колес локомотивов, растягивающие или продольные сжимающие силы, что вызываются температурными изменениями. Также ВСП подвергается различным воздействиям со стороны климатических явлений – дожди и снег (угроза возникновения коррозии), ветра (динамическое воздействие), низких температур и их резкие перепады (разрушение прочностных связей между молекулами используемого материала).

Учитывая подобную сложность и экстремальность в эксплуатации, следует особое внимание уделять, как надежности всей созданной конструкции в целом, так и отдельных ее составляющих. Так, нарушение целостности хотя бы одного из компонентов верхнего строения пути способно привести к разрушению (постепенному или резкому) всей конструкции.

Особенностью конструкции ВСП является использование элементов с различными характеристиками и свойствами, что обусловлено различными условиями эксплуатации. Так, например, в месте, где контактируют колеса с рельсом, величины напряжения могут достигать до 900 МПа и более. Величина напряжения изгиба в рельсах может достигать 240 МПа, а подкладка при этом получает давление от рельса 3.5МПа – 4МПа. Так как подкладка обладает большей площадью опоры, чем подошва рельс, то давление на шпалу с ее стороны составляет около 2МПа. Шпала на балласт передает давление в 0.15МПа – 0.3МПа. Давление от шпалы по мере ее углубления распределяется на все большую площадь, а потому на земляное полотно оно передается практически равномерно (около 0.008 МПа).

Суммируя вышеуказанные факты, можно сделать вывод лишь о том, что вся создаваемая конструкция верхнего строения путей способна соответствовать стандартам прочности, устойчивости, износостойкости, экономичности и надежности лишь в том случае, когда будут учтены все имеющиеся особенности эксплуатации для каждого участка.

Также одним из критериев, которым должно соответствовать ВСП – это возможность обеспечения непрерывности и безопасности для подвижного состава любых габаритов. Особое внимание, как правило, уделяется материалу, из которого изготавливаются рельсы, так как они больше других компонентов верхнего строения путей принимают на себя нагрузку. Критерии, классификация и стандарты для этих элементов описаны в соответствующем разделе.

ГОСТы

ГОСТ 8731-74

ГОСТ 8732-78

ГОСТ 8733-74

ГОСТ 8734-75

ГОСТ 9064-75

ГОСТ 9066-75

ГОСТ 10704-91

ГОСТ 10705-80

ГОСТ 12815-80

ГОСТ 12820-80

ГОСТ 12821-80

ГОСТ 12822-80

ГОСТ 15180-86

ГОСТ 17375-01

ГОСТ 17376-01

ГОСТ 17378-01

ГОСТ 17379-01

ГОСТ 30732-06

ГОСТ 30753-01


350072, Россия, Краснодарский край, г.Краснодар, Московская, д. 97, оф. 44, 45 т/ф. (861) 277-92-49, 277-92-50 ООО "Инкомсистема"